Расчет профрисков в школе в Ярославле
Общеобразовательные школы, как и другие организации обязаны проводить расчет профрисков – он направлен на определение вероятности причинения вреда сотрудникам из-за опасных факторов на рабочих местах. Оценка профрисков также проводится для обоснования принимаемых мер соцзащиты сотрудников, в том числе для расчета денежных компенсаций негативного воздействия на здоровье на рабочих местах. Такая оценка проводится в рамках нового риск-ориентированного подхода – новые правила ОТ требуют заранее принимать меры, чтобы минимизировать возможный риск здоровью сотрудников.
Каждый год нашими клиентами становятся 800 организаций
с первого раза
с небольшими компаниями, так
и с лидерами рынка в Ярославле
24 часов
Наши специалисты
Эколог |
Специалист по охране труда |
Делопроизводитель |
Инженер-эколог |
Обязанности работодателя по оценке профрисков
Ст. 209 Трудового кодекса устанавливает определение профессионального риска. Под ним понимается вероятность причинения вреда здоровью сотрудника из-за воздействия вредных и опасных факторов на рабочем месте. Задача руководителя любой организации, в том числе общеобразовательной школы – минимизировать такие риски, чтобы не допустить травм и профзаболеваний. Оценка профрисков проводится для всех рабочих мест в организации, в том числе для руководящего звена.
Чтобы свести к минимуму негативное воздействие, работодатель должен создать систему управления профессиональными рисками – это комплекс мер по охране труда, с помощью которых снижается риск несчастных случаев на рабочем месте. Такая система включает в себя три основных элемента:
- Проверка рабочих мест с целью выявления имеющихся опасностей. При этом можно использовать данные спецоценки условий труда (СУОТ), которая является частью системы по разработке профилактических мер защиты.
- Расчет профрисков по любым методикам, указанным в государственных стандартах России или зарубежных стран. Единая точная методика не установлена, работодатель имеет право выбирать любой способ оценки в соответствии со спецификой работы образовательного учреждения.
- Разработка комплекса мер для минимизации профрисков. В результате удается свести к минимум вероятность причинения ущерба здоровью сотрудников на рабочих местах.
Руководитель образовательного учреждения несет ответственность за создание системы охраны труда в соответствии с новыми требованиями риск-ориентированного подхода. Непроведение СОУТ и оценки рисков считаются нарушениями трудового законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.
Последовательность проведения оценки профрисков в школе
Для управления профрисками в школе создается комиссия, которой предстоит выявить все имеющиеся в образовательном учреждении опасности и оценить вероятность их наступления с причинением ущерба здоровью сотрудников. В состав комиссии входят назначенный руководителем ответственный специалист по охране труда, уполномоченный представитель профсоюза, а также назначенные сотрудники. Работники обязательно должны участвовать в оценке рисков, так как именно они непосредственно подвергают себя различным рискам на рабочих местах.
В состав комиссии могут входить приглашенные эксперты из сторонних организаций. Далеко не во всех образовательных учреждениях есть специалисты по ОТ, которые могут правильно провести оценку профрисков и подготовить необходимую документацию. Работодатель может обратиться в стороннюю компанию, чтобы быстрее решить проблему и получить правильно заполненный отчет.
Проведение оценки профрисков в школе включает в себя следующие этапы:
- Выбор объектов оценки. Ее можно проводить для каждого рабочего места в отдельности или по группам, например, вместе для всех учителей предметов гуманитарного цикла. Однако для рабочих мест учителей по предметам повышенной опасности, таким как физика или химия, оценка профрисков в любом случае должна выполняться персонально.
- Выбор методики оценки. Сейчас существует больше 30 методик определения потенциальной опасности на рабочих местах, работодатель может выбирать наиболее подходящую среди них по своему усмотрению. Методика в любом случае должна оценивать вероятность наступления негативных последствий под воздействием какого-либо вредного или опасного фактора на рабочем месте сотрудника.
- Идентификация опасностей. Для этого потребуется проанализировать условия труда сотрудников и выбрать опасности, которым они могут подвергаться, их перечня, представленного в Положении по СОУТ. По каждому месту работы составляется перечень опасностей, которым могут подвергаться сотрудники. При этом учитываются не только обычные рабочие условия, но и возможные аварии – информация об этом зафиксирована в Методических рекомендациях по Приказу №77 Минтруда.
- Оценка уровня рисков по выбранной методике. Все такие методы принято делить на количественные, качественные и смешанные, выбор зависит от специфики работы организации. Самой распространённой стала методика Файна-Кинни, однако работодатель может выбирать и другие варианты.
- Подготовка отчета по проведённой оценке. В нем фиксируются полученные данные, а также приводится комплекс мер по минимизации выявленных рисков. Если есть средний или высокий риск наступления опасности, работодатель должен разработать программу мероприятий по их снижению.
Оценка профрисков проводится с ознакомлением сотрудников. Они должны знать об имеющихся у них рисков причинения вреда здоровью и положенных мерах компенсации, а также о правилах выдачи средств защиты.
Пример оценки профриска для работника школы
При использовании методики Файна-Кинни каждый риск должен оцениваться по трем основным критериям: вероятность, характер воздействия и тяжесть последствий. Риски оцениваются по балльной шкале, степень опасности для сотрудников рассчитывается по сумме баллов. В результате расчетов определяется значимость риска – она может быть малой, умеренной, значительной высокой или сверхвысокой.
Например, при идентификации опасностей у работников школы был выявлен риск механических повреждений при падениях на мокром полу после уборки. Такая опасность возникает каждый день, падение может привести к травмам с временной утратой трудоспособности. Опасность является нехарактерной, так как падения происходят достаточно редко. В результате оценки показателей выявлен умеренный риск, и для его снижения нужно разработать дополнительные меры.
В отчете указывается, что для снижения риска падения сотрудника уборка проводится только в утренние и вечерние часы. С сотрудниками проводится дополнительный инструктаж, а во время уборки должен выставляться предупреждающий знак «Влажный пол». Такие меры снижают риск до маловероятного, предотвращаются несчастные случаи.
Аналогично рассчитываются все остальные риски для каждого школьного сотрудника. Это достаточно трудоемкая работа с учетом разнообразия обязанностей персонала в школе и большого количества возможных факторов риска. Чтобы ускорить эту работу и получить отчет в соответствии с новыми требованиями, воспользуйтесь услугами наших специалистов: мы поможем провести оценку профессиональных рисков в самые короткие сроки. В результате образовательное учреждение сможет без проблем пройти проверки государственной инспекции труда.
Автор статьи: В. Миронов, кандидат технических наук, эколог